Могут ли Боги дать низшим тварям разум и волю, искусственно продвинув их эволюцию на несколько ступеней? Мне видится показательным пример двергов (dvergar), они же цверги (zwerg), карлики, гномы и свартальвы (темные альвы). В мифах сказано, как они на заре времен были червями в теле Имира, перебравшись под землю и воду, подобно примитивным тварям, но затем Боги дали им человеческий облик и разум.
Младшая Эдда, Видение Глюльви, 14. О жилище богов и происхождении карликов:
«Затем сели боги на своих престолах и держали совет и вспомнили о карликах, что завелись в почве и глубоко в земле, подобно червям в мертвом теле. Карлики зародились сначала в теле Имира, были они и вправду червями. Но по воле богов они обрели человеческий разум и приняли облик людей. Живут они, однако ж, в земле и в камнях.»Хотя тут же в Младшей Эдде приводится отрывок из Старшей Эдды, «Прорицания вёльвы», где гномов создают из земли и глины (Бримир, и, вероятно, Блаин – это Имир, кровь Бримира – кеннинг моря, кость Блаина – кеннинг гор):
9. Тогда сели боги
на троны могущества
и совещаться
стали священные:
кто должен племя
карликов сделать
из Бримира крови
и кости Блаина.
10. Мотсогнир старшим
из племени карликов
назван тогда был,
а Дурин — вторым;
карлики много
из глины слепили
подобий людских,
как Дурин велел.
Тут прослеживается аналогия с змее- и червеподобными «темными» сущностями нижних миров из иудейского и западного оккультизма. Обычно они ведут паразитарную природу или ждут своего часа в грубых, лишенных «Божественного Света» областях, известных, как глубины Олам ха-клипот (клифот), мира скорлуп или оболочек. Т.е. нашего мира материи и более грубых, темных, грязных субматериальных планов.
Вообще, образами дракона, змеи, червя, реже ящера или крокодила (вспомним того-же Танинивера – «слепого змея» или «слепого крокодила») часто обладало одно и то же мифологическое существо. Как червь может возвыситься до высшего Духа, идя на контакт с Божественным, так возможна и обратная трансформация в следствии эгоизма, гордыни, жадности и т.д. Ярким примером может послужить Фафнир – дверг, который из-за алчности и привязанности к золоту стал драконом, возлежавшим на сокровищах, и позже сраженный Сигурдом.
Обычно могущественные злые духи в образах червей, змей или драконов доставляют массу неудобств Богам и их порождениям, однако под властью самого Бога/Богов способны обрести благое назначение. Так и случилось с большинством двергов.
Могучие Асы наделили их властью над камнями, металлами и землей, и дверги, будучи по сути духами земли и Земной Стихии, стали лучшими мастерами-изготовителями всевозможных артефактов, орудий и даже животных. Молот Мьельнир, корабль Скидбладнир, золотые волосы Сив, вепрь Гуллинбурсти и многое другие – творения свартальвов. Но по-прежнему живя в земле и камнях, дверги боятся солнечного света и превращаются от него в камень. В частности, Тор удерживает карлика Альвиса до рассвета, постоянно задавая вопросы, и Солнечные лучи губят дверга, о чем рассказано в Старшей Эдде, в Речах Альвиса.
Вложение:
a401e1.jpg [ 35.02 КБ | Просмотров: 4406 ]