ВИДАР - "МСТИТЕЛЬ ЗА БОГОВ" И "МОЛЧАЛИВЫЙ АС"Может показаться, что такие возвышенные понятия, как «внутреннее безмолвие» и «осознанность» зародились исключительно в восточных эзотерических учениях, откуда они отчасти перекочевали в западный оккультизм и др. направления. Но это не так. В числе прочих, германо-скандинавская мифология содержит намек на эти вещи, и за безмолвие отвечает один из Асов.
Таков сын Одина и великанши Грид (Gríðr), «Молчаливый Ас» и «Мститель за Богов» – Видар. Для справки: есть и второй Ас-мститель – Вали, он мстит Хёду за непреднамеренное убийство Бальдра.
Интересный и ключевой момент: имя Vidar могло звучать, как [Viðarr] или [Vi:ðarr]. Здесь arr – «воин», «сражающийся», а vid в зависимости от нюансов произношения может означать «лес» (vid) или «широкий» (vi:d).
Почему же Видар – Бог безмолвия, как с этим связан смысл его имени и функция мстителя? Рассмотрим вопрос с точки зрения, согласно которой Боги – не только сверхсущности, но и отображения качеств самого человека и окружающего мира (фрагменты микрокосма и макрокосма).
Обратимся к сюжету битвы Богов с антибожественными хтоническими Силами – великанами и чудовищами. Видар во время Рагнарека мстит Фенриру за убийство Одина, наступив башмаком на нижнюю челюсть, и по разным источникам разрывает ему пасть (Речи Вафтруднира, 53) или поражает волка мечом в сердце (прорицание Вельвы, 55).
Vafþrúðnismál53 «Фенрир проглотит
отца всех людей,
но мстить будет Видар;
пасть разорвет он
свирепую волчью,
возмездье свершая».
Völuspá55 Сын тут приходит
Отца Побед,
Видар, для боя
со зверем трупным;
меч он вонзает,
мстя за отца, —
в сердце разит он
Хведрунга сына [т.е. Фенрира – сына Локи].Разумеется, миф – это метафорический пересказ деяний Высших Сил, иносказательное описание прошедших и грядущих событий, в т.ч. на метафизическом уровне.
Учитывая, что полностью одержать верх над темными Силами можно, лишь овладев искусством внутреннего безмолвия, вычленив свое осознание из их потока влияний на ум и поступки человека, Видар предстает нам в новом свете.
В то время, как большинство Асов и эйнхерии погибли вместе с чудовищами, Видар вместе с братом Вали, с сыновьями Тора Магни и Моди, а также с двумя людьми Лив и Ливтрасир переживет Рагнарек, к тому же из Хель вернутся Бальдр и Хёд.
Младшая Эдда, Прорицание Вельвы62 Заколосятся
хлеба без посева,
зло станет благом,
Бальдр вернется,
жить будет с Хёдом
у Хрофта в чертогах,
в жилище богов —
довольно ли вам этого?Мл. Эдда, Речи ВафтруднираОдин сказал:
44 «Много я странствовал,
много беседовал
с благими богами;
кто будет жить
после конца
зимы великанов?»
Вафтруднир сказал:
45 «Спрячется Лив
и Ливтрасир с нею
в роще Ходдмимир;
будут питаться
росой по утрам
и людей породят».
...
Один сказал:
50 «Я странствовал много,
беседовал много
с благими богами;
кто наследьем богов
завладеет, когда
пламя Сурта погаснет?»
Вафтруднир сказал:
51 «Будут Видар и Вали
в Асгарде жить,
когда пламя погаснет,
Моди и Магни
Мьёлльнир возьмут.
когда Вингнис погибнет». [т.е. Тор]Таким образом, безмолвие стало одним из ключевых фактов победы в хаосе мировой битвы, разворачивающейся и в нашем, и в других мирах.
Чтобы понять больше о Видаре, вспомним слова из Младшей (Снорровой) Эдды:
Мл. Эдда, Видение Гюльви29. О Видаре
Есть ас по имени Видар, молчаливый ас. У него есть толстый башмак. Видар силен почти как Тор, и на него уповают боги во всех несчастьях.
51. О Гибели Богов
Волк проглатывает Одина, и тому приходит смерть. Но вслед за тем выступает Видар и становится ногою Волку на нижнюю челюсть. На той ноге у него башмак, веки вечные собирался он по куску. Он сделан из тех обрезков, что остаются от носка или от пятки, когда кроят себе башмаки. И потому тот, кто хочет помочь асам, должен бросать эти обрезки.Учитывая, что у Тора есть Пояс силы, увеличивающий мощь громовержца, то тут может быть намек на то, что Видар не слабее Тора, если тот без пояса.
Также интересно упоминание о башмаке, а точнее, что он из обрезков других башмаков. Если башмаки иносказательно являются нижним, материальным проявлением человека и Бога, то обрезки могут символизировать силы, энергии за гранью материи, или даже те, что ниже материи, и, соответственно власть Бога Безмолвия на этими силами. Эта власть играет ключевую роль в победе над буйством разрушения, которое персонифицирует Фенрир.
Отрешенность, немногословную натуру Видара подчеркивает и тот факт, что он живет особняком от Богов. В современной литературе расхоже мнение, что дом Видара в лесу, но в самих сагах я не нашел четкого упоминания о лесе. Только его имя лишь отчасти намекает на это. Вот, как описана в Старшей Эдде обитель Мстителя за Богов:
Ст. Эдда, Речи Гримнира17 Видара край
покрыли кусты
и высокие травы;
там на коне
герой обещает
отмстить за отца.И все же, возвращаясь к двойственному значению имени Vidarr («Лесной воин» или «Широкий воин»), лес можно ассоциативно связать с отшельничеством, обособленностью, молчанием. Что до значения «Широкий» - здесь скорее говорится не о физических параметрах, а о необъятности духа, ухода за пределы мыслей и эмоций, что является условием и одновременно следствием совершенного внутреннего безмолвия.
На счет функции мстителя – Видар совершает возмездие, уничтожая враждебных чудищ, против которых не удалось устоять почти всем остальным Асам. Так он выходит окончательным победителем из схватки, завершив работу Богов и принеся победу их стороне.
С более прозаической стороны, когда кто-то больше всего на свете желает мести, то чинит ее стремительно и решительно, ему не до лишних разговоров. Тут снова хорошо сочетаются функции мести и молчания.
Вспомним, что всех своих сыновей, кроме Бальдра, Один заполучил от великанш. Таким образом, германо-скандинавские Боги предстают плодом союза хтонических Сил с Божественным началом. Неудивительно, что Асы имеют воинственную природу, которую при этом контролируют. Такие вещи, как возмездие, война (в т.ч. духовная против слабостей), решение проблем с позиции силы присуще им, и Видар не исключение.
Как же мы можем назвать Видара при обращении к нему или при составлении заклинаний? На это нам ответит Старшая Эдда, а точнее ее раздел «Язык поэзии»:
Ст. Эдда, Язык Поэзии18. Кеннинги Видара
Какие есть кеннинги Видара? Называют его "молчаливым асом", "владетелем железного башмака", "недругом и убийцей Фенрира Волка", "асом - мстителем за богов", "поселившимся на пепелище отчего дома", а также "сыном Одина" и "братом асов".Почему именно железного, не ясно. Башмак изготавливался не из железных обрезков. Скорее такая характеристика башмака – просто дань его крепости.
С остальными кеннингами вам должно быть все ясно. На этом я закончу описание данного Аса.