Тулы
Источник: Обсидиановый Храм vk.com/@obsidian_temple-tuly
История и мифология
Из древнескандинавского язычества в современную неоязыческую практику перекочевало древнескандинавское понятие «тула». Информацию о нем можно найти в русскоязычной Википедии ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B0_(%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80) . Однако большинство приверженцев пантеона Асов не знают, что такое тулы. Пролить свет на данное явление я и собираюсь в этой статье.
Тула (Þula) является стихотворным, реже прозаическим перечнем имен, кеннингов (имен в переносном смыле, метафорических имен, отражающих свойства объекта) и хейти (прозвищ, имен-синонимов) определенного объекта.
Например, кеннинг Солнца – «Щит неба», а кеннинг Луны – «Солнце мертвых», таким образом «Щит неба мертвых» – это тоже кеннинг Луны. «Богиня», в свою очередь, хейти женщины, а хейти Одина – «воитель». Для сравнения, современное слово «Шумахер» можно считать хейти водителя-лихача. У одного объекта может быть много хейти и кеннингов, а граница между этими двумя понятиями весьма размыта.
Точное происхождение слова «тула» не выяснено, согласно разным теориям, его возводят к древнескандинавскому значению «список слов», «песнь», древнегерманскому слову þuliz (чтец, оратор) и т.д. При этом есть понятие «тул» (þulr на древнескандинавском) – жрец-прорицатель, знающий в том числе тулы.
Интересно, что «Великим тулом» (др.-сканд. fimbulþulr) называет себя в «Речах Высокого» верховный Бог Один (111-й строфа, перевод А. И. Корсуна):
Mál er at þylja þular stóli á Urðarbrunni at, sá ek ok þagðak, sá ek ok hugðak, hlýdda ek á manna mál; of rúnar heyrða ek dæma, né of ráðum þögðu Háva höllu at, Háva höllu í, heyrða ek segja svá: …
Пора мне с престола тула поведать у источника Урд; смотрел я в молчанье, смотрел я в раздумье, слушал слова я; говорили о рунах, давали советы у дома Высокого, в доме Высокого так толковали: …
А ётун Вафтруднир, мудрейший из турсов, назван «старым тулом». Правда в русскоязычных переводах слово «тул» заменено на другие. Вот 9 строфа Речей Вафтруднира, где в переводе С. Свириденко вместо слова «тул» используется «мудрец».
Vafþrúðnir kvað: «Hví þú þá, Gagnráðr, mælisk af golfi fyr? Far þú í sess í sal! Þá skal freista, hvárr fleira viti, gestr eða inn gamli þulr.
Вафтруднир сказал:
Будь гостем мне, Гагнрадр! что стал ты средь горницы? Сюда подойди и садись. Узнаем в беседе, кто в знаньях сильнее — Странник иль старый мудрец.
Тулы считаются уникальным явлением в древнеисландской литературе. Будучи одновременно полноценным поэтическим текстом и произведением, они расположены на стыке поэзии с жречеством, магией и мифологией. Большинство тул имеют вид стихов, а стихотворный размер большинства таковых — форнюрдислаг. Впрочем, стихотворность древней германо-скандинавской поэзии не всегда предусматривает рифму, о чем еще поговорим. Надо заметить, что скандинавы, в т.ч. исландцы, не всегда называли перечни имен тулами.
Разновидности тул
Тула может включать имена группы существ, выделенных по определенному признаку, как это видно из тулы двергов в Прорицании Вельвы (строфы 10-16, перевод А. И. Корсуна).
Мотсогнир старшим из племени карликов назван тогда был, а Дурин - вторым; карлики много из глины слепили подобий людских, как Дурин велел.
Нии и Ниди, Нордри и Судри, Аустри и Вестри, Альтиов, Двалин, Бивёр и Бавёр, Бёмбур, Нори, Ан и Анар, Аи, Мьёдвитнир,
Гандальв и Вейг, Виндальв, Траин, Текк и Торин, Трор, Вит и Лит, Нар и Нюрад - вот я карликов - Регин и Радсвинн всех назвала.
Фили и Кили, Фундин, Нали, Хефти, Вили, Ханар, Свиор, Фрар и Хорнбори, Фрег и Лони, Аурванг, Яри, Эйкинскьяльди.
Еще надо карликов Двалина войска роду людскому назвать до Ловара; они появились из камня земли, пришли через топь на поле песчаное.
Это был Драупнир и Дольгтрасир с ним, Хар и Хаугспори, Хлеванг и Глои, Дори и Ори, Дув и Андвари, Скирвир, Вирвир, Скафинн и Аи,
Альв и Ингви, Эйкинскьяльди, Фьялар и Фрости, Финн и Гиннар; перечень этот предков Ловара вечно пребудет, пока люди живы.
Также тула может посвящаться одному существу, зачастую, Богу. Одна из самых длинных тул приводится в «Речах Гриммнира», строфы 46-54 (из них строфы 51-53 – это слова Одина, по сути не относящиеся к туле).
46 Звался я Грим, звался я Ганглери, Херьян и Хьяльмбери, Текк и Триди Тунд и Уд, Хар и Хельблинди;
47 Санн, и Свипуль, и Саннгеталь тоже, Бильейг и Бальейг, Бёльверк и Фьёльнир, Хертейт и Хникар, Гримнир и Грим, Глапсвинн и Фьёльсвинн;
48 Сидхётт, Сидскегг, Сигфёдр, Хникуд, Альфёдр, Вальфёдр, Атрид и Фарматюр; с тех пор как хожу средь людей, немало имен у меня.
49 Гримнир мне имя у Гейррёда было и Яльк у Асмунда, Кьялар, когда сани таскал; Трор на тингах, Видур в боях, Оски и Оми, Явнхар и Бивлинди, Гёндлир и Харбард.
50 У Сёккмимира я был Свидур и Свидрир, старого турса перехитрил я, Мидвитнира сына в схватке сразив.
51 Пьян ты, Гейррёд! Пил ты не в меру, отныне лишен ты подмоги моей, эйнхериев помощи, милости Одина.
52 Много я рассказал, но мало ты помнишь; друг тебя предал; вижу я меч прежнего друга — кровью покрыт он.
53 Игг получит мечом пораженного, конец твой настал; разгневаны дисы, увидишь ты Одина, коль смеешь — приблизься!
54 Один ныне зовусь, Игг звался прежде, Тунд звался тоже, Вак и Скильвинг, Вавуд и Хрофтатюр, Гаут и Яльк у богов, Офнир и Свафнир, но все имена стали мной неизменно.
Тулы использовались древнескандинавскими жрецами, как способ передачи сжатой мифологической информации, и, вероятно, при взывании к Богам. Могли они составляться сугубо для прославления или просто сохранения памяти о чем-либо.
Отдаленным аналогом тул с чисто инвокативной целью можно считать воззвания к Богам с перечислением их имен в других традициях, например в каббалистической, где используются заклинания Божественными, Ангельскими и Демоническими Именами, причем сразу многими.
Тулы в современной эзотерике
В современных магических и жреческих практиках с пантеоном Асов тулы практически не несут функцию передачи знаний. Они для этого и не требуются. Достоинство тул в том, что они могут превратить «банальное» обращение к Высшим Силам в торжественный, более аутентичный, и, главное, эффективный обряд.
Обычно тулу посвящают какому-то одному, конкретному Асу, и она представляет перечень имен без других текстовых вставок. Но исключения тоже бывают.
Произношение тулы способствует максимально качественному призыву Божества. Это не просто воззвание. Каждое имя – отражение определенного свойства Бога, одна из ипостасей, часть сути Бога и часть Сил, стоящих за ним. Последовательно произносимая совокупность имен с одной стороны позволяет настроиться на контакт Божеством, с другой - сделать обращение ясным и качественным. Так все известные личины Божества призываются в одно целое, способствуя максимально полному его проявлению в месте ритуала. Еще лучше, если текст ритмичен и правильно аллитерирован, что усиливает действо.
Чтобы составить тулу, чародей должен знать как можно больше, а в идеале, абсолютно все имена объекта воззвания, фигурирующие в мифах и легендах. Более того, он должен отлично знать мифологию вообще, а также свойства и деяния того, кому посвящена тула. Тогда он сможет дополнить тулу созданными им кеннингами и хейти для обеспечения правильного ритма и аллитерации, характерной для традиционной поэзии скандинавов (в частности, для форнюрдислага).
Форнюрдислаг (fornyrðislag, от forn «древний», orð «слово» и lag «размер») — один из вариантов древнескандинавского аллитерационного стиха. Его называют также «эпическим размером». Форнюрдислаг не требует рифмы и строится на определенных правилах аллитерации. Четная строка форнюрдислага должна иметь как минимум один слог (можно два), аллитерирующий(щие) с только одним слогом четной строки. Аллитерирующие слоги – это первые слоги слов. Исключения составляют ряд приставок к словам, не считающиеся первым слогом, тогда аллитериющий слог второй. Между собой могут аллитерировать одинаковые согласные звуки и любые гласные. Т.е. [h] аллитерирует только с [h], а звук [a] может аллитерировать с [o], [a], [e] и др. гласными. Также между собой и только между собой аллитерируют некоторые кластеры согласных звуков.
Не даром один из кеннингов магии – «многознание». Крайне мало современных жрецов и магов знают прагерманский, древнескандинавский или др. рунический язык, при этом обладая не только обширными познаниями мифологии, но и умением правильно составить стихотворный текст. Тем ценнее это делает подобных знатоков Северной традиции.
Примечательно, что тула совсем не обязательно содержит имена, символизирующие только благостные качества Бога. Наряду с такими кеннингами, как Allafader (Всеотец), Aldafader (Отец людей), Galdrafader (Отец колдовства), Mahtigaz (Могучий), Fleugaz (Летящий), у Одина есть другие – Balwawerko (Злодей), Haihaz (слепой), Hanhaguda (Бог повешенных), Agaz (Ужасный)... Все они восходят к различным залугам и деяниям Одина, которые порою весьма неоднозначны с моральной точки зрения. Носит Один и нейтральные прозвища, такие, как Frijjoz wiraz (Муж Фригг), Darrawerpandz (Метатель копья) и т.д. Это лишь малая часть имен Одина.
Вышесказанное справедливо и по отношению к другим Асам и существам, многие из которых могут иметь по несколько десятков имен. Составление тулы для неодушевленного предмета или явления также возможно.
Как видите, составление тулы – длинный и «технически» сложный процесс. Нужно проявить творческое начало и упорство для ее составления. Можно постараться провести такую работу, не обладая на старте высокими познаниями древнескандинавской культуры - тогда в процессе вы обретете массу опыта и новых знаний. В итоге, чем больше стараний, тем значимее будет результат ваших трудов.
_________________ И у свободы найдутся свои рабы
|