Текущее время: Чт мар 28, 2024 8:17 pm


Новая темаОтветить Страница 1 из 1   [ 1 сообщение ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Тулы
СообщениеДобавлено: Вт ноя 17, 2020 11:35 pm 
Философ
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб апр 21, 2012 1:40 pm
Сообщения: 885
Откуда: г. Харьков
Тулы

Источник: Обсидиановый Храм vk.com/@obsidian_temple-tuly

История и мифология

Из древнескандинавского язычества в современную неоязыческую практику перекочевало древнескандинавское понятие «тула». Информацию о нем можно найти в русскоязычной Википедии ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B0_(%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80) . Однако большинство приверженцев пантеона Асов не знают, что такое тулы. Пролить свет на данное явление я и собираюсь в этой статье.

Тула (Þula) является стихотворным, реже прозаическим перечнем имен, кеннингов (имен в переносном смыле, метафорических имен, отражающих свойства объекта) и хейти (прозвищ, имен-синонимов) определенного объекта.

Например, кеннинг Солнца – «Щит неба», а кеннинг Луны – «Солнце мертвых», таким образом «Щит неба мертвых» – это тоже кеннинг Луны.
«Богиня», в свою очередь, хейти женщины, а хейти Одина – «воитель». Для сравнения, современное слово «Шумахер» можно считать хейти водителя-лихача.
У одного объекта может быть много хейти и кеннингов, а граница между этими двумя понятиями весьма размыта.


Точное происхождение слова «тула» не выяснено, согласно разным теориям, его возводят к древнескандинавскому значению «список слов», «песнь», древнегерманскому слову þuliz (чтец, оратор) и т.д. При этом есть понятие «тул» (þulr на древнескандинавском) – жрец-прорицатель, знающий в том числе тулы.

Интересно, что «Великим тулом» (др.-сканд. fimbulþulr) называет себя в «Речах Высокого» верховный Бог Один (111-й строфа, перевод А. И. Корсуна):

Mál er at þylja
þular stóli á
Urðarbrunni at,
sá ek ok þagðak,
sá ek ok hugðak,
hlýdda ek á manna mál;
of rúnar heyrða ek dæma,
né of ráðum þögðu
Háva höllu at,
Háva höllu í,
heyrða ek segja svá:


Пора мне с престола
тула поведать
у источника Урд;
смотрел я в молчанье,
смотрел я в раздумье,
слушал слова я;
говорили о рунах,
давали советы
у дома Высокого,
в доме Высокого
так толковали:


А ётун Вафтруднир, мудрейший из турсов, назван «старым тулом». Правда в русскоязычных переводах слово «тул» заменено на другие. Вот 9 строфа Речей Вафтруднира, где в переводе С. Свириденко вместо слова «тул» используется «мудрец».

Vafþrúðnir kvað:
«Hví þú þá, Gagnráðr,
mælisk af golfi fyr?
Far þú í sess í sal!
Þá skal freista,
hvárr fleira viti,
gestr eða inn gamli þulr.

Вафтруднир сказал:

Будь гостем мне, Гагнрадр!
что стал ты средь горницы?
Сюда подойди и садись.
Узнаем в беседе, кто в знаньях сильнее —
Странник иль старый мудрец.

Тулы считаются уникальным явлением в древнеисландской литературе. Будучи одновременно полноценным поэтическим текстом и произведением, они расположены на стыке поэзии с жречеством, магией и мифологией. Большинство тул имеют вид стихов, а стихотворный размер большинства таковых — форнюрдислаг. Впрочем, стихотворность древней германо-скандинавской поэзии не всегда предусматривает рифму, о чем еще поговорим. Надо заметить, что скандинавы, в т.ч. исландцы, не всегда называли перечни имен тулами.

Разновидности тул

Тула может включать имена группы существ, выделенных по определенному признаку, как это видно из тулы двергов в Прорицании Вельвы (строфы 10-16, перевод А. И. Корсуна).

Мотсогнир старшим
из племени карликов
назван тогда был,
а Дурин - вторым;
карлики много
из глины слепили
подобий людских,
как Дурин велел.

Нии и Ниди,
Нордри и Судри,
Аустри и Вестри,
Альтиов, Двалин,
Бивёр и Бавёр,
Бёмбур, Нори,
Ан и Анар,
Аи, Мьёдвитнир,

Гандальв и Вейг,
Виндальв, Траин,
Текк и Торин,
Трор, Вит и Лит,
Нар и Нюрад -
вот я карликов -
Регин и Радсвинн
всех назвала.

Фили и Кили,
Фундин, Нали,
Хефти, Вили,
Ханар, Свиор,
Фрар и Хорнбори,
Фрег и Лони,
Аурванг, Яри,
Эйкинскьяльди.

Еще надо карликов
Двалина войска
роду людскому
назвать до Ловара;
они появились
из камня земли,
пришли через топь
на поле песчаное.

Это был Драупнир
и Дольгтрасир с ним,
Хар и Хаугспори,
Хлеванг и Глои,
Дори и Ори,
Дув и Андвари,
Скирвир, Вирвир,
Скафинн и Аи,

Альв и Ингви,
Эйкинскьяльди,
Фьялар и Фрости,
Финн и Гиннар;
перечень этот
предков Ловара
вечно пребудет,
пока люди живы.

Также тула может посвящаться одному существу, зачастую, Богу. Одна из самых длинных тул приводится в «Речах Гриммнира», строфы 46-54 (из них строфы 51-53 – это слова Одина, по сути не относящиеся к туле).

46 Звался я Грим,
звался я Ганглери,
Херьян и Хьяльмбери,
Текк и Триди
Тунд и Уд,
Хар и Хельблинди;

47 Санн, и Свипуль,
и Саннгеталь тоже,
Бильейг и Бальейг,
Бёльверк и Фьёльнир,
Хертейт и Хникар,
Гримнир и Грим,
Глапсвинн и Фьёльсвинн;

48 Сидхётт, Сидскегг,
Сигфёдр, Хникуд,
Альфёдр, Вальфёдр,
Атрид и Фарматюр;
с тех пор как хожу
средь людей, немало
имен у меня.

49 Гримнир мне имя
у Гейррёда было
и Яльк у Асмунда,
Кьялар, когда
сани таскал;
Трор на тингах,
Видур в боях,
Оски и Оми,
Явнхар и Бивлинди,
Гёндлир и Харбард.

50 У Сёккмимира я
был Свидур и Свидрир,
старого турса
перехитрил я,
Мидвитнира сына
в схватке сразив.

51 Пьян ты, Гейррёд!
Пил ты не в меру,
отныне лишен ты
подмоги моей,
эйнхериев помощи,
милости Одина.

52 Много я рассказал,
но мало ты помнишь;
друг тебя предал;
вижу я меч
прежнего друга —
кровью покрыт он.

53 Игг получит
мечом пораженного,
конец твой настал;
разгневаны дисы,
увидишь ты Одина,
коль смеешь — приблизься!

54 Один ныне зовусь,
Игг звался прежде,
Тунд звался тоже,
Вак и Скильвинг,
Вавуд и Хрофтатюр,
Гаут и Яльк у богов,
Офнир и Свафнир,
но все имена
стали мной неизменно.

Тулы использовались древнескандинавскими жрецами, как способ передачи сжатой мифологической информации, и, вероятно, при взывании к Богам. Могли они составляться сугубо для прославления или просто сохранения памяти о чем-либо.

Отдаленным аналогом тул с чисто инвокативной целью можно считать воззвания к Богам с перечислением их имен в других традициях, например в каббалистической, где используются заклинания Божественными, Ангельскими и Демоническими Именами, причем сразу многими.

Тулы в современной эзотерике

В современных магических и жреческих практиках с пантеоном Асов тулы практически не несут функцию передачи знаний. Они для этого и не требуются. Достоинство тул в том, что они могут превратить «банальное» обращение к Высшим Силам в торжественный, более аутентичный, и, главное, эффективный обряд.

Обычно тулу посвящают какому-то одному, конкретному Асу, и она представляет перечень имен без других текстовых вставок. Но исключения тоже бывают.

Произношение тулы способствует максимально качественному призыву Божества. Это не просто воззвание. Каждое имя – отражение определенного свойства Бога, одна из ипостасей, часть сути Бога и часть Сил, стоящих за ним. Последовательно произносимая совокупность имен с одной стороны позволяет настроиться на контакт Божеством, с другой - сделать обращение ясным и качественным. Так все известные личины Божества призываются в одно целое, способствуя максимально полному его проявлению в месте ритуала. Еще лучше, если текст ритмичен и правильно аллитерирован, что усиливает действо.

Чтобы составить тулу, чародей должен знать как можно больше, а в идеале, абсолютно все имена объекта воззвания, фигурирующие в мифах и легендах. Более того, он должен отлично знать мифологию вообще, а также свойства и деяния того, кому посвящена тула. Тогда он сможет дополнить тулу созданными им кеннингами и хейти для обеспечения правильного ритма и аллитерации, характерной для традиционной поэзии скандинавов (в частности, для форнюрдислага).

Форнюрдислаг (fornyrðislag, от forn «древний», orð «слово» и lag «размер») — один из вариантов древнескандинавского аллитерационного стиха. Его называют также «эпическим размером».
Форнюрдислаг не требует рифмы и строится на определенных правилах аллитерации. Четная строка форнюрдислага должна иметь как минимум один слог (можно два), аллитерирующий(щие) с только одним слогом четной строки. Аллитерирующие слоги – это первые слоги слов. Исключения составляют ряд приставок к словам, не считающиеся первым слогом, тогда аллитериющий слог второй.
Между собой могут аллитерировать одинаковые согласные звуки и любые гласные. Т.е. [h] аллитерирует только с [h], а звук [a] может аллитерировать с [o], [a], [e] и др. гласными. Также между собой и только между собой аллитерируют некоторые кластеры согласных звуков.


Не даром один из кеннингов магии – «многознание». Крайне мало современных жрецов и магов знают прагерманский, древнескандинавский или др. рунический язык, при этом обладая не только обширными познаниями мифологии, но и умением правильно составить стихотворный текст. Тем ценнее это делает подобных знатоков Северной традиции.

Примечательно, что тула совсем не обязательно содержит имена, символизирующие только благостные качества Бога. Наряду с такими кеннингами, как Allafader (Всеотец), Aldafader (Отец людей), Galdrafader (Отец колдовства), Mahtigaz (Могучий), Fleugaz (Летящий), у Одина есть другие – Balwawerko (Злодей), Haihaz (слепой), Hanhaguda (Бог повешенных), Agaz (Ужасный)... Все они восходят к различным залугам и деяниям Одина, которые порою весьма неоднозначны с моральной точки зрения. Носит Один и нейтральные прозвища, такие, как Frijjoz wiraz (Муж Фригг), Darrawerpandz (Метатель копья) и т.д. Это лишь малая часть имен Одина.

Вышесказанное справедливо и по отношению к другим Асам и существам, многие из которых могут иметь по несколько десятков имен. Составление тулы для неодушевленного предмета или явления также возможно.

Как видите, составление тулы – длинный и «технически» сложный процесс. Нужно проявить творческое начало и упорство для ее составления. Можно постараться провести такую работу, не обладая на старте высокими познаниями древнескандинавской культуры - тогда в процессе вы обретете массу опыта и новых знаний. В итоге, чем больше стараний, тем значимее будет результат ваших трудов.

_________________
И у свободы найдутся свои рабы


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаОтветить Страница 1 из 1   [ 1 сообщение ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
twilightBB Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Русская поддержка phpBB


Статистика
Новости | Библиотека | Заговоры | Травник | Энциклопедия | Имена | Гороскопы | Камни | Календарь | Цитаты | Гадания | Сонник | Каталог | О проекте | Гостевая | Форум |
Лабиринт Мандрагоры ©2003–2023
Использование информации, размещенной на сайте, приветствуется, но указание ссылки — обязательно
Обратная связь