ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВА СЕФИРОТ И СООТВЕТСТВИЯ ПУТЕЙ БУКВАМ ИВРИТАПредисловиеЯ [не Phoboss, а редактор статьи на сайте-источнике] решил объединить в одну статью два текста, приведенных в постах группы в Вконтакте «Обсидиановый Храм», так как их тематика схожа и они дополняют друг друга. Вот эти тексты по отдельности: vk.com/wall-185792303_395 и vk.com/wall-185792303_394 Тексты заимствованные, их авторы не я, ссылки на источники в тех же постах.
Фактически, первый текст — это часть I настоящей статьи, а второй текст — часть II. В квадратных скобках примечания редактора статьи [...] . Также я дополнил тексты, взятые с оригиналов, некоторыми картинками.Общепринятый вариант Древа Сефирот (Древа Жизни)Часть IВзаимосвязиПути, соединяющие Сефирот, играют важнейшую роль в структуре Древа [Жизни], образуя более сложные паттерны, такие как столпы и триады, в которых находят выражение различные аспекты каббалы и, следовательно, нашей личности. Динамические отношения между различными частями Древа - неотъемлемая часть каббалистической философии и практики.
Эволюция Древа ЖизниСтруктура путей менялась с течением времени, и если вы столкнетесь с более ранними вариантами Древа Жизни безо всяких пояснений, могут возникнуть недоразумения. Первое известное нас изображение Древа Жизни относится к 1516 году. Оно украшает обложку книги Portae Lucis ("Врата Света") Паоло Риччи, еврея, принявшего христианство. Эта книга представляет собой латинский перевод еврейского трактата "Шааре ора" ("Врата Света") Йосефа Гикатилв (1248-1323). Гравюра на ее обложке широко известна: старец, держащий Древо Жизни в руке.
Древо Сефирот на обложке книги Portae Lucis ("Врата Света"), автор которой Паоло РиччиВо многих отношениях эта иллюстрация отличается от всех последующих изображений Древа, и не в последней степени потому, что на Древе с обложки Portae Lucis - всего 16 путей. Некоторые из важнейших путей (например, два горизонтальных и путь Кетер-Тиферет) отсутствуют. Одна из самых значимых особенностей этой гравюры - то, что старец держит Древо Жизни так, как обычно держат инструменты: тем самым подчеркивается практическое предназначение Древа.
Следующая модель - лурианское Древо Жизни, разработанное Ари. Рабби Ицхак Лурия (1534-1572) по прозванию Ари ("Лев") - один из величайших каббалистов всех времён. Именно его версия Древа обычно ассоциируется с традиционной еврейской каббалой. На этой модели отсутствуют пути, следующие к Малкут от Нецах и Ход, то есть Малкут соединяется только с Йесод. Зато вместо них имеется пара дополнительных путей: от Хокмы - к Гебуре и от Бины - к Хесед.
Лурианское Древо Жизни, разработанное АриСвою версию Древа Жизни предложил также Роберт Фладд (1574-1637) - английский мистик-розенкрейцер, астролог и врач, работавший по методам Парацельса. На одной из его гравюр изображено стилизованное Древо Жизни, на котором боковые столпы переставлены местами и большинство путей отсутствует, хотя следует отметить, что Фладд уделял много внимания ангельским чинам.
Модель Древа, принятая ныне за стандартную в западной мистериальной традиции, известна как кирхеровское Древо Жизни. Афанасий Кирхер (1602-1680), немецкий учёный иезуит, представил свою версию Древа Жизни на одной из иллюстраций к трёхтомник "Эдип Египетский" - египтологическому исследованию, основанному на различных источниках.
Считающийся ныне общепринятым вариант Древа Сефирот, разработанный Афанасием КирхеромКирхер внёс одно из самых существенных изменений в топографию Древа: он изменил соответствия еврейских букв. До Кирхера еврейские каббалисты работали по очень логичной системе: три материнские буквы соответствовали горизонтальным путям, семь двойных - вертикальным, а двенадцать простых - диагональным. Кирхер заменил эту систему на другую, в основу которой был положен порядок сефирот. Иначе говоря, буквы стали располагаться на Древе сверху вниз а алфавитной последовательности, и система соответствий оказалась совершенно иной.
Наконец, следует упомянуть версию Древа, предложенную Гра. Рабби Илия Бен Соломон (1720-1797) по прозванию Гра создал идеально симметричное Древо Жизни, непохожее на все остальные модели. Тиферет у него переместилась выше, на уровень Бездны, где обычно располагается Даат (когда ту вообще изображают на Древе). Йесод поднялась на место Тиферет. В результате Тиферет утратила связи с Нецах и Ход, а Йесод приобрела связи с Хесед и Гебурой.
Соответствия путей буквам древнееврейского алфавитаСефирот, между которыми проходит путь - По системе Ари - По системе Гра - По системе Кирхера (общепринятая модель)
1-2 - Хе - Хе - Алеф
1-3 - Вав - Вав - Бет
1-6 - Далет - Бет - Гимел
2-3 - Шин - Шин - Далет
2-4 - Бет - Гимел - Вав
2-5 - Зайин - // - //
2-6 - Тет - Айин - Хе
3-4 - Коф - // - //
3-5 - Гимел - Далет - Хет
3-6 - Айин - Хет - Зайин
4-5 - Алеф - Алеф - ТЕТ
4-6 - Хет - Тет - Йод
4-7 - Каф - Каф - Каф
4-9 - // - Ламед - //
5-6 - Цадди - Йод - Ламед
5-8 - Пе - Пе - Мем
5-9 - // - Нун - //
6-7 - Йод - // - Нун
6-8 - Самех - // - Айин
6-9 - Реш - Реш - Самех
7-8 - Мем - Мем - Пе
7-9 - Нун - Самех - Цадди
7-10 - // - Цадди - Коф
8-9 - Ламед - Айин - Реш
8-10 - // - Коф - Шин
9-10 - Тав - Тав - Тав
Часть IIПути"Тридцать два таинственных пути Мудрости сотворил Ях"
(Сефер Йецира, 1)
Тридцать два таинственных пути Древа Жизни подразделяются на десять Сефирот, соответствующих числам от 1 до 10, и 22 пути, соединяющих Сефирот и соответствующих двадцати двум буквам древнееврейского алфавита. Примечательно, что 32 - это ещё и числовое соответствие древнееврейского слова "лев" (LB), означающего "сердце". Таким образом, Древо Жизни - это сердце, или средоточие, всей каббалы.
Пути Древа Жизни называются по-еврейски "нетивот" (NThIBTh), а в единственном числе - "Натив" (NThIB). Это слово отличается от того, которым обозначают дорогу, или пути, доступную для всех, - "Дерек" (DRK). "Натив" - это личная, тайная тропа, на которой нет никаких дорожных знаков и указателей. Это путь, который человек должен проложить для себя сам. Ещё одно название пути - "образ" (АaRCh), слово, этимологически связанное с "Руах" (RVCh). "Руах" означает не только "дух", "дыхание" или "ветер", но и "направление" - и, таким образом, подразумевает одновременно и движение, и сокрытый в нас божественный дух. Поэтому термин "орах" как нельзя более уместен для обозначения путей, хотя его употребляют нечасто.
Слово "натив" соответствует по геометрии числу 462, а это дважды 231, где 231 - число так называемых врат, то есть всех различных парных сочетаний между буквами древнееврейского алфавита. Поскольку каждая пара состоит из двух букв, 462 - это общая сумма букв в 231 вратах. Таким образом, пути позволяют и подниматься, и спускаться по Древу (2х231), что играет особенно важную роль в работе с 231 вратами.
Пути Древа Жизни называют "путями мудрости", подразумевая поток, изливающийся из Кетер в Хокму, сефиру Мудрости, а уже оттуда - по всему остальному Древу. Само Древо Жизни иногда именуется "Хокма Нистора", что означает "тайная мудрость" или "сокровенная мудрость". Именно об этом идёт речь в "Сефер Разиэль ха-малах", где сказано: "Тайна двух - тридцать два преславных проторенных пути, сокрытых мудростью".
Прежде, чем углубиться в символику путей, следует рассмотреть их основные соответствия. В традиционной еврейской каббале используется очень простая система соответствий: горизонтальным путям приписаны три материнские буквы, вертикальным р семь двойных, а диагональным - двенадцать простых. Но эти соответствия работают лишь на ранней модели Древа Жизни, которую использовал Ари, а она отличается от той, что принята в западной мистериальной традиции.
Современные соответствия, с которыми имеет дело западная мистериальная традиция были разработаны отнюдь не в Герметическом ордене Золотой Зари, как полагают многие. Эти соответствия, ставшие ныне общепринятыми, [как уже говорилось в I части] были впервые опубликованы ещё в книге Афанасия Кирхера "Эдип Египетский" в 1653 году.
Не отличаясь такой простотой и удобством, как ранняя система соответствий, современная западная модель распределения букв по путям все же по-своему последовательна и логична: пути, соответствующие первым трем буквам, выходят из Кетер, следующие три - из Хокмы, следующие два - из Бины и так далее.
Современная, общепринятая, Кирхеровская модель Древа СефиротИсточник: vk.com/wall-185792303_441