W D Keeper писал(а):
Преинтереснейший вопрос, не далече чем вчера мне в голову пришел такой-же, что несколько подозрительно
Перейдем к частности: Она очень проста, возможно потому что я не интересуюсь церемониалкой и недостаточно хорошо ее знаю. Есть защитный круг для вызовов. Почему он непроницаем для вызываемой сущности? Дело явно в именах Бога (восновном). Чем-же они препятствуют проникновению сущности в круг? Как они это делают, каков принцип? Как влияет круг на каналы-связи находящегося в круге? Почему вызванная сущность не использует эти каналы против находящегося в круге (хотя теоретически она это вполне может, я бы на ее месте так и сделал)?
В данном случае с кругом и именами богов есть одна тонкость. Классические западные традиции включают в себя существенный аспект мистики (в чем отличие мистики от магии, вкратце поясню, на всякий случай: магия (воспользуюсь определением одной из школ, так как полностью его разделяю) - это наука и искусство вызывать целенаправленные изменения параметров объектов или процессов, посредством собственной воли, продуцируемой развитым сознанием, опираясь на законы, действующие в мире, и знания о нем; Мистика (тут кратко, своими словами) - процесс достижения состояния (часто - "мистического транса"), в котором мистик производи единение с высшим объектом (бог, ангел-хранитель, высшее Я), вся деятельность мистика, по-сути, направлена на получения нового мистического опыта).
Таким образом, вызывающий защищен от инородной (вызываемой) сущности не самим построением, но внутренней заполненностью (божеством или др.) и становится не доступен для подселения извне. Это и символизирует круг, как опора для сознания (и не только) практикующего. Круг - символ, за этим символом стоит определенная работа, состояние, самотрансформация, в противном случае он (круг) просто начертание. То же и с другими символами.
Касательно магических ритуалов вообще и в продолжение темы круга:
Магические ритуалы – первое, что воспринимает сторонний человек, сталкиваясь с магией, просто слыша это слово. Нет ничего удивительного, что неподготовленное сознание воспринимает внешнее действие как первичное, главное действо во всей магической операции и именно последовательности таких действий приписывает основную важность. Так дело обстоит не только в магии, но и в религии. Не смотря на то, что весь текст Писания (особенно Нового Завета) постоянно утверждает, что вера (то есть внутреннее состояние преданности божеству) первична, люди воспринимают в первую очередь действие. Более того, эта проблема не нова, в том же Писании мы постоянно видим борьбу против этой позиции (не буду углубляться здесь в тонкости иудаизма и раннего христианства, кому интересно, может, например, посмотреть Евангелие от Марка гл. 8 ). Интересно, что ритуалы церкви, даже в наше время достаточно большим количеством людей считаются действенными не за счет веры или коммуникации с божеством, но именно за счет правильно проведенного действия, хотя в этом действии появляется одна тонкость – ритуал здесь уже проводится специальным человеком, своего рода посвященным, священником. Но в то же время, он, как и маг, воспринимается просто профессионалом знающим правильный порядок действий, в том числе и тайных.
Из этого убеждения вырастает целое направление, пытающееся имитировать именно обряд в, так сказать, домашних условиях. Всеразличные бабушки с молитвами и заговорами.
Некоторые направления магии так же пытаются оперировать готовыми рецептами, их последователи находятся в постоянном поиске древних и, разумеется, тайных ритуалов, различных ведьмовских книг и пр. При этом не идет никакой внутренней работы, а акцент действия смещается в сторону физического его исполнения.
Тем не менее, мы не в праве отрицать действенности ритуальной практики, история которой измеряется тысячелетиями. Ритуал сопровождает человека с самой его колыбели. Тем не менее, мы не в праве отрицать действенности ритуальной практики, история которой измеряется тысячелетиями. Ритуал сопровождает человека с самой его колыбели. Не для кого не секрет, что наблюдается определенный исторический парадокс, полностью опровергающий столь известное (особенно тем, кто воспитывался еще в СССР) утверждение «Труд сделал из обезьяны человека». Дело в том, что, как показывают археологические раскопки, орудия труда на начальных этапах человеческой истории, эволюционируют крайне медленно, что довольно странно, если человек вынужден выживать в суровых условиях. При таком подходе он напротив должен сосредоточиться именно на предметах, которые обеспечивали бы ему выживание. Но что происходит на самом деле? А на практике пока орудия добывания пропитания остаются на неизменном уровне, активно развиваются предметы, на первый взгляд, бесполезные, не несущие никакой функциональной ценности, это предметы искусства (не верите? смотрите работы по археологии самых ранних периодов человечества).
Таким образом, не отходя далеко от темы, мы можем сказать, что человек, как существо, наделенное огромной психической энергией, по сравнению с другими существами, за счет этих самых предметов, которые на раннем этапе относятся к предметам культуры (не культа), но включают в себя предметы культовые, можно уже сказать, ритуальные, производит реализацию этой энергии. Эта же энергия, изыскивая пути для собственного выхода, становится, можно сказать, причиной появления ритуала, как практики. То есть человек бежит не за зверем, а вокруг тотемного столба, чтобы обеспечить себе удачный исход погони за зверем. Это действие не может быть признано рациональным. Здесь мы сталкиваемся с над-рациональным, над-чувственным.
Магия – сама по себе феномен, являющийся настолько иррациональным, что попытки его рационализации в виде «сделал – получил» заведомо обречены на провал. Эти попытки заведомо приводят к исчезновению самого феномена. По этой же причине готовый рецептурный ритуал в большинстве случаев не имеет действия. Но является ли такой ритуал не действенным? Мы не можем однозначно ответить на это вопрос «нет». Почему? По простой причине – это изначальное столкновение с иррациональным, требующее выражения. И оно готово облечься в любую форму, потому первые опыты «дозревшего» человека чаще всего имеют успех. Но тут важно то, что человек именно «дозрел», а не желает получить необходимое. Здесь следует различать человека, не имеющего опыта, но ищущего и исполняющего ритуал в связи с тем, что нечто неосознаваемое в нем ищет таким образом сознательной реализации, выхода и человека, делающего ритуал просто для получения некоего результата путем наименьшего сопротивления. Яркий пример – ритуалы порчи на смерть. Закон государства запрещает убийство, потому человек не решается совершить данное деяние физически, опасаясь наказания. Так же человек боится проиграть в физической схватке. Но почему-то, переходя в область магии он считает, что без схватки и без наказания он получит желаемое. Таким образом, исчезает страх ответственности. Даже с собственной совестью, если что, можно договориться, списав все на совпадение. «Васю убил не я, а кирпич, который летел с крыши». Здесь, отмечу, мы опять видим сосредоточенность человека на мире физическом, который он привык воспринимать как реальность в последней инстанции, проявления же других реальностей и других миров он может принимать или не принимать в зависимости от того, насколько выгодна ему в данный момент такая позиция.
Впрочем. Как показывает практика, у такого человека как раз первые ритуальные опыты не удаются, констатируя «чушь вся эта ваша магия-шмагия» он радостно дальше шагает по жизни (в большинстве случаев). То же самое мы, кстати, видим и в религии: пришел, попросил, денег на храм отсыпал, свечку потолще купил, а боженька не отвечает, ну и фиг с ним, «чушь эта ваша религия». У человека, который ищет выход внутренней потребности сработает и молитва и ритуал и иные действия, реализующие эту потребность, именно за счет готовности иррационального прорваться в рациональное, сплестись и действовать с ним. Часто такую готовность воспринимают как дар, то есть неким образом сакрализуют личность ее носителя. Еще раз подчеркну, перед человеком, который уже пришел в нужное состояние, по-сути, уже столкнулся с магией внутри, не вызывает затруднений ее реализация во-вне, он может заняться магической (по рецептам) или религиозной деятельностью лишь в начале, просто по причине того, что не имеет представления о том, как реализовать то, что вызрело внутри его существа.
Тем не менее, есть встречная сторона ритуала. Во-первых ритуал наполнен символизмом, который активирует необходимые области внутренней сущности человека, затрагивает архетипы и разворачивает их реализацию. Во-вторых - любой ритуал это определенный эгрегор, путь, составленный, созданный людьми, которые делали этот ритуал ранее. Он подхватывает и ведет, и двигаться, поймав нить, возможно только в сторону продолжения ритуала. Здесь для внесения изменений необходима весьма высокая квалификация, чтобы не сбиться с пути.
Впрочем, пора закругляться, а то уже получилась целая статья вместо планируемого краткого ответа.